Загадки аккомодации
Видеть всё четко и ясно на всех расстояниях, читать, писать, рисовать, заниматься творчеством и познавать мир живой природы помогают нам все отделы глаза.
Их слаженную работу можно сравнить с оркестром, ведущую партию в котором играют струнные инструменты – тонкие, но очень сильные аккомодационные мышцы.
Они приводят в движение хрусталик, заставляют его то становиться объемнее, то уплощаться в зависимости от зрительной задачи. Эта способность зрительной системы называется Аккомодация. Дирижер оркестра – головной мозг. Он активирует разные отделы вегетативной нервной системы (парасимпатической и симпатической), которые тормозят активность аккомодационных мышц или наоборот возбуждают их, в зависимости от поставленной задачи.
Именно по этой причине стресс, усталость или сильные эмоции, активируя эти же отделы нервной системы, влияют и на зрительные механизмы аккомодации.
Известно, что у подростков в силу физиологических особенностей преобладает влияние симпатического отдела нервной системы, поэтому мы чаще встречаем у них признаки избыточного перенапряжения мышц глаз, а когда это сочетается с высокими зрительными нагрузками – результат очевиден: зрение падает, появляются головные боли, глазные боли и т.п.
Зная особенности физиологии нервной системы подростка, мы должны помочь ему организовать режим зрительных нагрузок.
Аккомодационные мышцы находятся в постоянном движении, даже когда мы смотрим вдаль, их действие напоминает вибрации струны. В медицине это называется микрофлюктуации.
Степень их напряжения нарастает при зрительной работе на близком расстоянии. Искусственно натренировать их невозможно, также как невозможно тренировать сосуды или сердечную мышцу. А вот создать благоприятные условия чередования работы и отдыха, обеспечить полноценную поддержку с помощью правильной оптической коррекции – это наш долг.
При отсутствии очков или линз у ребенка с миопией глазу приходится использовать напряжение не только мышц, но и собственных оболочек – это приводит к их истончению и растяжению, и как следствие – прогрессированию миопии.
По этой причине все известные способы физиолечения, аппаратные стимулирующие методы и медикаменты без адекватной очковой или контактной коррекции будут бесполезны, и даже вредны, так как мы теряем время, когда миопию еще можно остановить.
Функция аккомодации имеет много характеристик, которые могут дать нам ценную информацию о качестве зрения ребенка и назначить правильную схему лечения. Назначить те аппараты, которые будут действительно полезны, и не приведут к осложнениям.
На приеме у маленького пациента с жалобами на снижение зрения мы исследуем: запасы аккомодации (его резервы), ЛАГ (отставание ответа аккомодации) при зрительных нагрузках, амплитуду, объем, тонус покоя, и многое другое.
Современное оборудование позволяет получить точные компьютерные данные об аккомодационных микрофлюктуациях, измерить монокулярный и бинокулярный аккомодационный ответ и амплитуду аккомодации. В Центрах контроля миопии такие обследования являются незаменимым помощником в лечении миопии.
Ведущую роль в возникновении и прогрессировании близорукости имеют именно расстройства аккомодации.
Возникают они чаще в тот период, когда глаз ребенка сталкивается с неадекватными для его возможностей зрительными нагрузками, а зачастую в сочетании со школьным стрессом.
В начальной школе мы рекомендуем полностью исключить компьютеры и гаджеты, дав тем самым возможность постепенно адаптироваться к новому периоду зрительной работы.
В современную практику детского Офтальмолога уверенно входит «правило хорошего тона» прописывать подробный развернутый диагноз:
- Миопия (указание степени);
- Вид (осевая, рефракционная, смешанная);
- Темп прогрессирования;
- Состояние аккомодации (норма, слабость, ЛАГ, привычно - избыточное напряжение).
Спазм, парез, паралич аккомодации являются самостоятельными диагнозами и к миопии никакого отношения не имеют. Это острые состояния, сопровождающиеся резким снижением зрения и вдаль, и вблизи, и имеют неврологическую природу.
Несмотря на то, что феномен аккомодации открыт еще в 17 веке, и множество теорий создано для ее понимания, эта тема продолжает вызывать много вопросов. Возможно, по той причине, что современные нагрузки школьников постоянно ставят перед офтальмологической наукой все новые и новые вызовы.
Поиск ответов на эти вопросы рождает новые открытия и новые возможности.
А пока постарайтесь поддержать наших маленьких трудяг, дав им отдых. Поверьте, это им очень необходимо! И после прочтения этой статьи обязательно сходите с ребенком погулять!
Пост подготовлен Центром Контроля Миопии «Академоптика»